ТЧ-1 «Северное», Москва
Краткая историческая справка

Электродепо «Северное» — первая тяговая часть Московского метрополитена, построенная в 1934 году для линий первой очереди, то есть Кировско-Фрунзенской (ныне — Сокольнической) и Арбатско-Покровской. В эксплуатацию депо было принято 26 апреля 1935 года. На данный момент ТЧ-1 «Северное» обслуживает Сокольническую линию московского метрополитена совместно с ТЧ-13 «Черкизово».

В 1934 году в депо «Северное» поступали вагоны серии А. Сначала метропоезда формировались из четырёх вагонов (двух секций), а с марта 1936 года — из шести вагонов (трёх секций). В итоге все 56 секций вагонов А (111 вагонов — кроме вагона №31) поступили в «Северное». В это же депо поступали и первые секции вагонов Б, в том числе и предназначавшиеся для электродепо «Сокол» — в ТЧ-1 они проходили отладку и обкатку.

При открытии в 1938 году депо «Сокол» в данную тяговую часть были переданы все новые секции вагонов Б и две секции вагонов А (№№18/1018 и 19/1019). С декабря 1938 года новое депо «Сокол» стало также обслуживать Арбатско-Покровскую линию, оставив «Северному» только Кировско-Фрунзенскую. После поступления в депо «Сокол» новых секций вагонов Б переданные секции вагонов А вернулись обратно, и до 1947 года все 111 вагонов типа А работали в депо «Северное» вместе с 12 секциями вагонов Б (№№60/1060-71/1071).

Во время войны с сентября 1941 года до конца 1943 года число вагонов в составах московского метрополитена было сокращено до четырёх из-за того, что часть вагонов московского метро была отправлена в эвакуацию.

В 1946-1948 гг. в ТЧ «Северное» поступили 120 берлинских вагонов типов В1...В3. Освобождённые от работы вагоны типов А и Б в 1947-1948 годах были переданы в ТЧ «Сокол». В 1954 году часть вагонов А из депо «Сокол» вернулась обратно в ТЧ «Северное».

В 1956 году в «Северное» стали поступать вагоны типа Д. Вагоны типа А из ТЧ-1 передавались в депо «Измайлово», вагоны типа В — подвергались списанию.

С 1961 года на Кировско-Фрунзенской линии стали эксплуатироваться семивагонные составы.

В 1966-1969 гг. депо «Северное» стало получать новые вагоны Е, в 1969 году пришла партия вагонов Е из Ленинграда (из депо «Автово»). С начала 1970-х годов в депо поступали новые вагоны типов Еж, Еж1, Ем-508 и Ем-509. При этом вагоны типа Д из «Северного» передавались в «Измайлово», однако некоторые составы из вагонов Д работали на Кировско-Фрунзенской линии до 1985 года, когда они были окончательно заменены более новыми вагонами, поступившими из депо «Планерное». Последние вагоны типа Д также были переданы в ТЧ «Измайлово».

С 1985 до 1998 года тип эксплуатируемых ТЧ-1 вагонов не менялся, хотя и шли интенсивные и не вполне понятные передаточные процессы. Парк вагонов постоянно изменялся. Поступали вагоны Е всех типов из электродепо «Замоскворецкое», «Калужское», «Свиблово» и «Черкизово», которые переходили на новые вагоны 81-й серии. Вагоны Е тех же типов из депо «Северное» передавались в депо «Фили» и «Измайлово», которые избавлялись от вагонов типа Д. Часть наиболее старых Е была списана.

С 1998 года ТЧ «Северное» переходит на новые вагоны типов 81-717.5М/714.5М. Из-за нехватки средств на закупку подвижного состава процесс замены старых вагонов на новые затянулся надолго, и к середине 2004 года ещё не закончен. Следует также отметить, что часть сформированных в депо «Северное» составов была передана в электродепо «Печатники» и «Свиблово».

Большое спасибо Дмитрию Умнову за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела