Электровагоны типов Ам и Бм

В связи с необходимостью оборудования вагонов типов А и Б реостатным торможением в середине 50-х годов специалисты Московского метрополитена под руководством инженера Г.Ф. Федорова совместно с конструкторами завода «Динамо» имени С.М. Кирова разработали проект модернизации электрического оборудования этих электровагонов. За основу был принят доработанный и серийно изготовлявшийся в то время комплект электрической аппаратуры электровагонов типа Д. Тяговые электродвигатели ДМП-151 заменять не предполагалось. Реостатный контроллер ПКГ-758Б-1 имел такое же количество контакторов и позиций вала, как и контроллер на вагонах типа Д. Из 20 позиций тягового режима 10 реостатных было при последовательном и 4 при параллельном соединении групп тяговых электродвигателей; в тормозном режиме 5 позиций являлись дублирующими. Для пуска и торможения использовались резисторы типа КФ-8.

Групповые контакторы ослабления возбуждения располагались в одном ящике с реверсором ПКГ-759Б-1 и реле ускорения и торможения Р-40В-1. В ящике ЛК-753Б-5 вместе с двумя последовательно соединенными линейными контакторами ПК-162А-1 размещался мостовой контактор ПК-162А-1М.

Контроллер машиниста КВ-20Б незначительно отличался от контроллера на электровагонах типа Д. Для питания цепей управления поездом на прицепных вагонах секции устанавливались аккумуляторные батареи 56НКН-45, получавшие электрический подэаряд от контактного рельса. Ввиду малой приспособленности тяговых электродвигателей ДМП-151 к электрическому торможению было введено автоматическое переключение схемы с помощью реле форсировки Р-40В-2 с полного на ослабленное возбуждение для улучшения коммутации на коллекторе. Во время реостатного торможения моторных вагонов на прицепных происходило электропневматическое торможение.

Первая секция типа Бм с модернизированным электрооборудованием на моторном вагоне №60 поступила в опытную эксплуатацию в 1956 году. После этого до 1959 года на заводе по ремонту электроподвижного состава Московского метрополитена производилась модернизация остальных электровагонов типа Б. Электровагоны типа А проходили такую же модернизацию в 1959-1961 годах, причем на них заново монтировалось аварийное освещение и дверная сигнализация. Первой секцией типа Ам стали моторный вагон №33 и прицепной №1033.

Секции типов Ам и Бм проработали до января 1976 года на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, после чего были исключены из инвентаря.

В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг.

В 1934-1939 гг. было изготовлено 111 вагонов типа А и 162 вагона типа Б, то есть всего 273 вагона. К 1960 году 2 вагона было списано и на инвентаре значился 271 вагон.

Все двухвагонные секции А (моторные вагоны №№1-30, 32-56, прицепные вагоны №№1001-1056) от постройки и до 1946 года работали в депо «Северное». В 1946 году все эти секции переданы в депо «Сокол», где проработали до 1954 года, затем большинство секций было передано в депо «Измайлово», а часть вагонов вернулась обратно в «Северное». Примерно с 1955 года началось их постепенное списание, и к середине 1964 года в «Измайлово» оставалось только 69 парных секций Ам и Бм (№№1, 6, 10, 15, 17, 21, 30, 32-34, 46, 48, 55, 60, 64-65, 67, 69, 72, 75, 79-80, 82-83, 88, 91, 96, 103, 108-109, 112-138). В депо «Северное» в 1964 году было 3 вагона (или секции?) серии Ам.

Секции из вагонов типа Б №№60-69/1060-1069 с 1937 по 1950 года работали в депо «Северное», в 1950 году они были переданы в депо «Измайлово». Секции №№70-141/1070-1139 от постройки и до 1950 года работали в депо «Сокол». Затем они тоже были переданы в депо «Измайлово». В 1958 году моторный вагон №141 при капитальном ремонте был переоборудован в прицепной и получил номер №1140.

В 1965-1975 годах в депо «Измайлово» поступают вагоны Д, сначала из «Калужского», а потом и из «Северного». Секции Ам и Бм списываются. Последний день эксплуатации вагонов Ам и Бм в депо «Измайлово» (и вообще) — 04 февраля 1975 года.

Переоборудованные вагоны:

Один из вагонов типов Ам и Бм наблюдался в 1998 году в весьма разбитом виде в районе Пскова на ПМС «Березки». Ещё один вагон был замечен в грузовом парке в 1 км от Батайска в сторону Староминской.

Большое спасибо Олегу Черникову за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела