Модернизация электровагонов типов Ем, Ема и Емх на ЗАО «Вагонмаш»

В середине 1990-х годов темпы поставок новых электровагонов в метрополитены России и стран СНГ заметно снизились. Причиной этого явления стала нехватка средств на приобретение нового подвижного состава. На сравнительно новых метросистемах бывшего СССР данное явление не сказалось никак, так как одновременно упали и темпы строительства новых линий метро. Администрациям метрополитенов, имеющих подвижной состав, подлежащий списанию в ближайшие несколько лет, пришлось искать выход из создавшейся ситуации. В итоге метрополитены Москвы, Петербурга и Киева решили пойти по довольно распространённому на западе пути — модернизации существующих вагонов метро.


Модернизированный поезд Ема-502М/Ем-501М. Фото Романа Агапитова.

В 2001-2003 годах ЗАО «Вагонмаш» (вагоностроительный завод им. Егорова) специально для петербургского метрополитена произвёл модернизацию пяти поездов из вагонов типов Ем, Ема и Емх выпуска конца 1960-х годов. Модернизированные метровагоны получили обозначения Ем-501М (промежуточные) и Ема-502М (головные).

В начале процесса обновления вагонов с них было полностью демонтировано всё электро- и пневмооборудование. Металл кузова был очищен от различных загрязнений, ржавчины и старого лакокрасочного покрытия. Затем были проведены исследования с измерением толщины металла, состояния несущих конструкций рам, стоек боковин и крыш, отремонтированы металлические части обшивки кузова. Элементы несущих конструкций рам и кузова, потерявшие устойчивость или геометрические размеры, были вырезаны и заменены. После дефектоскопии и замены деформированных деталей кузов был покрыт вибродемпфирующей мастикой и лакокрасочными материалами.

Стены пассажирских салонов модернизированных вагонов облицованы трудногорючим декоративным пластиком, потолок — металлопластом. На полу вагонов уложен линолеум петербургской фирмы «Искрасофт». На потолке установлены новые светильники с керамическими патронами. В промежуточных метровагонах ликвидированы кабины машинистов, что позволило увеличить пассажировместимость составов. На месте отсутствующих кабин установлены небольшие ящики с оборудованием для маневровой работы вагонов.


Пассажирский салон метровагона Ема-502М №3715. Фото Андрея Комарова.

В фарах головных модернизированных вагонов метро установлены галогенные лампы усиленного света и блоки питания фар. Вагоны оборудованы блоками противоскатывания, полностью заменены механизмы дверей на новую конструкцию роликового типа, также заменены сами двери. Отремонтированы торцевые распашные двери с заменой замковой группы на замки с дистанционным управлением защёлкой. Форточки окон заменены на новые откидного типа. Стёкла салона отремонтированы с заменой наличников и уплотнительной резины. Автосцепка подверглась дефектоскопированию и ремонту с полной заменой замковой группы. Полностью заменены резиновые элементы, соединительные рукава. Проведён ремонт электроконтактных коробок с заменой проводов. На модернизированных метровагонах установлены новые шпинтонные рамы, в которых учтены и устранены недостатки рам электровагонов, находящихся в эксплуатации.

На вагонах Ем-501М и Ема-502М смонтированы новые трубопроводы и заменены кондуиты для прокладки соединительных проводов с заменой старых проводов марки ПС или ПВ на новые марки ПГРО. Старые аккумуляторные деревянные ящики заменены на новые металлические серии ЭО31 или ЭО34. Выполнена ревизия и проведён ремонт аппаратной части электрооборудования. Смонтирована быстродействующая защита вспомогательных высоковольтных цепей вагонов. Обеспечена возможность оснащения модернизированных вагонов поездной аппаратурой комплексной системы «Движение» и их совместимость с немодернизированным подвижным составом.

На презентации метровагонов типов Ем-501М и Ем-502М было заявлено, что модернизация старых вагонов будет продолжаться, так как она более выгодна: при затратах втрое меньше, нежели на покупку новых вагонов, срок службы вагонов продляется с 31 года до 50 лет. Планировалось таким способом обновить около 300 вагонов, то есть фактически модернизировать весь подвижной состав Невско-Василеостровской линии. Однако в середине 2003 года работы по обновлению вагонов метро на заводе имени Егорова были закончены.

Всего прошло модернизацию 30 электровагонов типов Ем, Ема и Емх:

Тип вагонов до модернизации Промежуточные вагоны типа Ем-501М Головные вагоны типа Ема-502М
Ем 3726, 3729, 3744, 3746, 3759, 3764-3765, 3786, 3800, 3802, 3805, 3819-3820, 3822, 3881 3751, 3755, 3797, 3803
Ема 3837, 3931 3715, 3721, 3739, 3827
Емх 3714, 3743, 3838 3720, 3828

При подготовке страницы использованы материалы из газеты «Петербургский метрополитен».

К оглавлению раздела