Электровагоны типов 81-550/551/552


Состав из вагонов 81-550, 81-551 и 81-552 на презентации. 15 ноября 1995 года, станция «Площадь Восстания», Санкт-Петербург. Фото из архива Дениса Сидорова.

После испытаний в 1991 году опытного вагона типа 81-720.1 №10037 в его конструкции был выявлен ряд существенных недостатков, однако в целом представленное в его лице направление развития отечественного метровагоностроения было признано перспективным. В середине 1992 года на вагоностроительном заводе имени Егорова (ныне ЗАО «Вагонмаш») были выпущены два головных вагона типа 81-550, получившие номера 10095 и 10096, и два промежуточных моторных типа 81-551 с номерами 11156 и 11157. В конце 1992 года были изготовлены и два вагона (№№11254-11255) типа 81-552 — промежуточные безмоторные. Так было изготовлено 6 вагонов нового поколения с асинхронным приводом и принудительной вентиляцией. Состав был сформирован по схеме Г-М-П-М-П-Г (Г — головной моторный, М — промежуточный моторный, П — промежуточный безмоторный).


Кабина машиниста вагона типа 81-550. Фото из архива Дениса Сидорова.

В 1993 году состав поступил для испытаний в депо «Автово». После проведения различных тестов и доработок конструкции 15 ноября 1995 года на станции «Площадь Восстания» состоялась официальная презентация состава, приуроченная к 40-летию Санкт-Петербургского метрополитена.


Состав из вагонов 81-550, 81-551 и 81-552 на презентации. 15 ноября 1995 года, станция «Площадь Восстания», Санкт-Петербург. Фото из архива Дениса Сидорова.

Пассажирский салон новых метровагонов 81-550/551/552 был схож с салоном вагонов 81-718/719. Одной из новинок салона были очень неудобные пластиковые сидения, повторявшие изгиб спины человека. Наличие принудительной вентиляции позволило отказаться от форточек, увеличивающих шум в пассажирском салоне. Также как и в метровагонах типа 81-720/721 («Яуза»), для остекления оконных проёмов в новом составе петербургской разработки были установлены двойные стеклопакеты. Сильные изменения претерпел пульт управления составом, для удобства машиниста в кабине был установлен кондиционер.


Внутренний интерьер вагонов серии 81-550/551/552. Фото из архива Дениса Сидорова.

Обещали, что новый состав станет ходить по линии с пассажирами, но этого не произошло. Почти сразу же после презентации поезд был отправлен на доработку на завод имени Егорова, где и был вскоре разобран. В 1997 году из кузовов опытных вагонов 81-550/551/552 и электрооборудования от выпускаемых серийно метровагонов 81-540/541 были собраны электровагоны типов 81-540.1/541.1.

Большое спасибо Денису Сидорову за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела