Электровагоны типов Ем508 и Ем509


Состав из вагонов типов Ем508 и Ем509. Фото Михаила Кончица.

В 1970-1973 гг. завод им. И.Е. Егорова строил вагоны типов Ем508 и Ем509 (заводские обозначения 81-508, 81-509) для Московского метрополитена. Всего были выпущены 171 вагон типа Ем508 и 62 вагона типа Ем509.

Эти вагоны имеют кузова по типу вагонов Ем501 серийного производства, усиленные тележки, электрическое и пневматическое оборудование, аналогичное применяемому на вагонах типа Еж. Вагоны типа Ем508 — промежуточные, а типа Ем509 — головные, дополнительно оборудованные радиостанцией ЖР-ЗМ и шкафами для размещения аппаратуры автоведения и радиовещания. Два вагона типа Ем508 №3943 и №3949 выпуска 1970 года были изготовлены, как вагоны типа Еж №№5103-5108 и ряд других, с цельнометаллическими колёсными центрами. Все вагоны типов Ем508 и Ем509 имеют межвагонные дополнительные провода системы автоведения. Первоначально они изготавливались с электрической схемой, выполненной по чертежу №ОТД-354-899. В 1972-1973 гг. вагоны типов Ем508 (с №6129) и Ем509 (с №6144) выпускались, как и вагоны типа Ем501, с улучшенной отделкой салона и новой электрической схемой (чертёж №ОТД-354-928).

Все вагоны типов Ем508 и Ем509 были направлены на те линии Московского метрополитена, где работали вагоны типов Еж и Е. Как и эти вагоны, они оборудовались схемой резервного управления поездом по московскому варианту. Для работы на открытых участках Филёвской линии было переоборудовано 36 вагонов типа Ем508 и 18 вагонов типа Ем509, из которых вагоны №№3971-3975 данную модернизацию прошли ещё в конце 1970-х годов.

В 1983 году и позже незначительное количество вагонов типов Ем508 и Ем509 вместе с вагонами типа Еж было передано на Бакинский метрополитен.

Выпуск электровагонов типов Ем508 и Ем509:

Год выпуска Вагоны типа Ем508 Вагоны типа Ем509
Количество Номера Количество Номера
1970 49 3905-3928, 3939, 3941-3964 1 3965
1971 40 3976-3999, 6001-6016 20 3966-3975, 6017-6026
1972 52 6129-6143, 6146-6153, 6159-6164, 6170-6175, 6180-6185, 6192-6195, 6203-6209 27 6144-6145, 6154-6158, 6165-6169, 6176-6179, 6186-6191, 6196-6200
1973 30 6210-6212, 6214-6221, 6226-6231, 6236-6242, 6246-6251 14 6201-6202, 6213, 6222-6225, 6232-6235, 6243-6245
Итого 171   62  

С августа 1973 года на всех вагонах типов Ем501, Ема-502, Ем508Т с №6290 (кроме вагонов №№6301, 6326, 6332-6333, 6336) устанавливались усиленные пружины центрального рессорного подвешивания, а с 1974 года на вагонах №№6382-6385, 6393-6395, 6397 и выше — малогабаритные крышки букс, как на вагонах типа Еж3. Для удобства расположения приёмных катушек АРС под некоторые вагоны с №6410 и под все вагоны с №6437 подкатывались тележки с изменённым, как и на вагонах типа Еж3, расположением оттормаживающих пружин колодок.

На вагоне типа Ем508Т №6523, выпущенном в мае 1975 года, претерпела изменение рама кузова вагона: её хребтовые балки в концевых частях были спрямлены и изготовлены из того же профиля, что и у поперечных балок; изменилось и крепление к раме стоек каркаса кузова и нижнего пояса обшивки. Масса рамы кузова уменьшилась на 500 кг. Вагон №6523 поступил в опытную эксплуатацию на Московский метрополитен в депо «Планерное».

На Московском метрополитене вагон №6146 впоследствии стал использоваться в качестве грузового. В 1972 году на вагоне типа Ем508 №3941 в депо «Северное» Московского метрополитена для увеличения пассажирского помещения была демонтирована кабина машиниста; для производства маневров были сохранены необходимые устройства, вмонтированные в шкафы, расположенные под лобовыми окнами.

Вагоны типов Ем508, Ем509 можно включать в составы, сформированные из вагонов типов Е и Еж.

В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975 гг.

Некоторые характеристики вагонов типов Ем508, Ем508Т и Ем509

Годы выпуска 1970-1979
Начало пассажирской эксплуатации 1970 год
Тара вагона, т. 32,2
Длина, мм. 19210
Ширина, мм. 2700
Высота, мм. 3695
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 1,2
Замедление, м/с2. 1,1
Тип тормоза электродинамический
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х68/4х72 (для Ем508Т)
Диаметр колес, мм. 780
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. 264
Мест для сидения, шт. 40

К оглавлению раздела