Электровагоны типов Еж и Еж1


Вагон типа Еж на станции «Смоленская» Филёвской линии. Фото Михаила Кончица.

История проектирования и основные характеристики

Создание проекта вагона Ж

После прекращения выпуска вагонов типа Е Мытищинский машиностроительный завод строил по заказу Будапештского метрополитена вагоны типа Ев, имевшие кузова и электрические цепи подзаряда аккумуляторных батарей, как у вагонов Ем. Вернувшись к постройке новых вагонов для отечественных метрополитенов, в 1969 году завод начал проектирование нового типа вагона, который получил проектное обозначение Ж. На этапе проектирования рабочее наименование модификации Ж было изменено на Еж по этическим причинам. Впоследствии этому проекту был присвоен индекс 81-707.

При создании вагона Еж использовались уже наработанные конструктивные решения, которые применялись как при проектировании вагонов типа Ев для Будапештского метрополитена, так и вагонов типа Е. В сущности, вагон Еж представлял собой усовершенствованную модель вагона Е в новом кузове, но с прежними техническими характеристиками. По этой причине изготовление опытных вагонов серии Еж проектом не предусматривалось. Наличие технологий производства на Мытищинском заводе позволило за короткий промежуток времени перейти к изготовлению серийных вагонов Еж.

Проекты вагонов Еж по техническим условиям 1970 года

Технические условия (ТУ) 1970 года предусматривали шесть модификаций вагонов типа Еж: головной (тип Еж, заводское обозначение — 81-707), промежуточный с кабиной управления (тип Еж1, заводское обозначение — 81-708), промежуточный без кабины управления (тип Еж2), а также три проекта вагонов с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей (проекты Еж3, Еж4, Еж5).

На вагонах Еж1 предусматривалась облегчённая экипировка кабин машиниста, без части необходимого для управления поездом оборудования (в частности, без кресла машиниста, защитных козырьков и т.д.) — предполагалось, что вагоны будут использоваться в составах только в качестве промежуточных. Однако, в случае нехватки головных вагонов их можно было бы в короткий срок дооснастить и переоборудовать под головные.

Модификация Еж2 стала первым в СССР проектом промежуточного вагона без кабины управления. На месте кабины предполагалось установить дополнительные пассажирские сидения, увеличив тем самым вместимость салона. Необходимые для манёвров элементы управления по проекту располагались в специальных шкафах в торцах вагона (впоследствии в такой компоновке будут выпускаться вагоны 81-714). Несмотря на преимущества проекта Еж2 по сравнению с проектом Еж1, от выпуска вагонов Еж2 отказались, и в 1972 году работы по этому проекту были прекращены (в новых ТУ 1972 года проекта Еж2 уже не было). Поскольку проект Еж2 так и не был воплощён в жизнь, заводского обозначения ему впоследствии присвоено не было.

Выпуск вагонов типа Еж и Еж1

В 1970 году начался выпуск вагонов по проекту Еж (первый вагон — №5101). Первая партия вагонов Еж поступила в эксплуатацию в депо «Ждановское» (ныне «Выхино») Московского метрополитена. Вагоны 1970 года выпуска поступали также в московские депо «Северное» и «Калужское». Метрополитены Киева и Тбилиси получили свои первые вагоны Еж, как и Московское метро, в 1970 году, а Бакинский метрополитен — в 1972 году.

К середине 1971 года было выпущено 170 вагонов типа Еж (№№5101-5270). После этого было принято решение начать выпуск вагонов по проекту Еж1. В 1971-1973 годах вагоны типа Еж1 выпускались вместе с Еж, имея общую нумерацию (№№5300-5560).

В 1973 году выпуск вагонов типов Еж и Еж1 завершился, и Мытищинский завод перешел на выпуск вагонов Еж3 с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей.

Выпуск вагонов типа Еж и Еж1 по годам:

Год выпуска Количество собранных электровагонов типа Еж и Еж1 Номера вагонов
1970 114 5101-5214
1971 145 5215-5359
1972 104 5360-5463
1973 97 5464-5560
Итого 460  

Всего за годы производства было изготовлено 460 вагонов типа Еж. Они получили номера 5101-5560.

Описание вагонов и технические характеристики

При проектировании вагонов типа Еж были учтены недостатки вагонов Е. Во-первых, была усилена тележка. Тележки вагонов Еж были выполнены с штампованно-сварными кронштейнами крепления металлических поводков букс (вместо литых сварных, как у всех вагонов Е, кроме №№4822-4824). Во-вторых, расположение всех пассажирских дверей было смещено в сторону кабины машиниста. Это привело к тому, что вместо одноместных сидений между первой дверью и кабиной машиниста и полутораместных в хвостовой части вагона, в вагонах типа Еж были установлены трёхместные сидения в хвостовой части вагона. Для обшивки пассажирского салона и кабины стал использоваться слоистый пластик (вагоны Е имели линкрустовую отделку). По проекту, грузоподъёмность вагона увеличивалась с 18 до 21 тонн за счёт усиления системы подвешивания. На вагонах Еж и Еж1 устанавливались воздухораспределители 337-004 и тормозные цилиндры диаметром 5". По сравнению с вагонами Е применены аккумуляторные батареи НКН-80 большей ёмкости.

Небольшие изменения на вагонах Еж по сравнению с вагонами Е претерпела электрическая схема управления тяговыми двигателями, что привело к замене контроллеров машиниста КВ-40А на КВ-40А-2, а также ящиков с линейными контакторами. В остальном конструкция вагона Еж повторяет конструкцию более раннего проекта (вагона типа Е).

Некоторые характеристики вагонов типа Еж и Еж1:

Годы выпуска 1970-1973
Годы эксплуатации 1970-н.в.
Тара вагона, т 31,7 (?)
Длина по автосцепкам, мм 19210
Длина кузова, мм 18810
Ширина, мм 2712
Высота, мм 3695
База вагона, мм 12600
База тележки, мм 2100
Расстояние между токоприёмниками, мм 12600
Высота от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм 3650
Уровень пола от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм 1200
Уровень центра автосцепок от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм 829
Общий статический прогиб рессорного подвешивания под тарой вагона, мм 80,2 (№№5101-5546) или 76,7 (№№5547-5560)
Ширина дверного проёма, мм 1380
Ширина раствора дверей, мм 1280
Длина кабины управления, мм 1250
Диаметр колёс, мм 780
Конструкционная скорость, км/ч 90
Ускорение, м/с2 1,2
Замедление, м/с2 1,1
Типы тормоза электродинамический, пневматический, вентили замещения
Мощность тяговых двигателей, кВт 4х68
Вместимость вагона при плотности 8 чел/м2, чел. 260/265
Мест для сидения, шт. 42
Установленный срок службы, лет 35

В процессе выпуска вагонов Еж Мытищинский завод вносил в их конструкцию различные изменения. Вагоны №№5103-5108, 5116, 5120, 5138-5139, 5142 и 5200 были выпущены с цельнометаллическими колёсами (без элементов эластичности). Вагон №5270 был оборудован искусственной вентиляцией в дополнение к естественной приточно-вытяжной. Вентиляторы с электродвигателями были установлены под пассажирскими диванами. На вагонах №№5243-5244, 5255 и 5556 в порядке эксперимента были установлены роторные компрессоры вместо поршневых. На всех вагонах Еж и Еж1, начиная с №5375, были изменены цепи резервного управления дверьми.

В начале 1973 года завод «Динамо» изготовил 12 тяговых электродвигателей ДК-108Г-3, четыре из которых были установлены на вагоне №5512, а два — на вагоне №5513. На вагонах с №5547 были установлены усиленные пружины центрального подвешивания. При этом статический прогиб под тарой вагона уменьшился с 80,2 до 76,7 мм.

В период 1971-75 годов в депо «Калужское» Московского метрополитена головные вагоны типа Еж оборудовались системой автоматического управления САММ (система автоматизированная МИИТ — метро), позволявшей осуществлять управление поездами с центрального пункта; торможение при этой системе происходило под контролем пассивных датчиков, располагавшихся на пути, и работавших от взаимодействия с подвижным составом. На переоборудованных вагонах были несколько изменены пульты управления, дополнительно установлены радиостанции ЖР-3М и шкафы для аппаратуры автоведения.

История поставок на метрополитены СССР

Динамика поставок вагонов типа Еж и Еж1 на метрополитены СССР:

Год выпуска Город поставки Депо поставки Количество вагонов Номера вагонов
1970 Москва неизвестно 73 5101-5108, 5125-5131, 5138-5143, 5151-5157, 5167-5174, 5176-5210, 5215-5216
Киев Дарница 30 5109-5124, 5158-5166, 5175, 5211-5214
Тбилиси Надзаладеви предположительно, 13 5132-5136, 5145-5146, 5150 (а также, предположительно, 5137, 5144, 5147-5149)
1971 Москва неизвестно предположительно, 98 5217-5221, 5223-5233, 5235-5262, 5267-5270, 5300-5328, 5336-5354 (а также, предположительно, 5222, 5234)
Киев Дарница 38 5274-5299, 5329-5335, 5355-5359
Тбилиси Надзаладеви предположительно, 7 5264-5266, 5271-5272 (а также, предположительно, 5263, 5273)
1972 Москва неизвестно предположительно, 55 5360-5366, 5371, 5375, 5383-5384, 5387-5389, 5402-5406, 5423-5442, 5462-5463 (а также, предположительно, 5376-5382, 5385-5386, 5392-5396)
Киев Дарница 31 5367-5370, 5372-5374, 5407-5416, 5444-5457
Баку Бакмил 17 5390, 5397-5401, 5458, 5461 (а также, предположительно, 5391, 5417-5422, 5459-5460)
1973 Москва неизвестно предположительно, 87 5464-5502, 5504-5531, 5542-5560 (а также, предположительно, 5503)
Киев Дарница 10 5532-5541
Итого     459  

Вагоны Еж поставлялись на метрополитены четырёх городов Советского Союза: Москвы, Киева, Тбилиси и Баку. В Москву было отправлено 313 вагонов, в Киев — 109 вагонов, в Тбилиси — 20 вагонов, в Баку — 17 вагонов типов Еж и Еж1. Всего на метрополитены СССР поставлено 459 вагонов типов Еж и Еж1 из 460-ти выпущенных.

Один вагон Еж (№5443) с завода был отправлен в Прагу для участия в выставке в качестве экспоната. Позже он был передан в депо «Качеров» Пражского метрополитена, однако с пассажирами никогда не эксплуатировался. В 1996 году вагон №5443 был списан.

На Московском метрополитене вагоны типов Еж и Еж1 эксплуатировались на Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольническая), Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкая), Арбатско-Покровской, Филёвской, Калужско-Рижской, Ждановской и Краснопресненской, а после объединения последних — на Ждановско-Краснопресненской (сейчас — Таганско-Краснопресненская) линиях.

В середине 1970-х годов все вагоны типов Еж и Еж1 на Ждановско-Краснопресненской линии были заменены на Еж3 и переданы на другие линии для замены старых вагонов типов А, Б и Г.

В период 1984-1988 годов вагоны типа Еж и Еж1 были заменены вагонами типов 81-717/714 на Горьковско-Замоскворецкой линии, а в 1989-1994 годах — на Калужско-Рижской линии. Вагоны типа Еж и Еж1, в свою очередь, заменяли на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях вагоны типа Д.

По состоянию на апрель 2007 года вагоны Еж и Еж1 эксплуатируются на трёх линиях Московского метро: Сокольнической (1 состав), Арбатско-Покровской и Филёвской. Последний состав с Сокольнической линии в скором времени будет передан на Арбатско-Покровскую линию (в депо «Измайлово»).

В 2007 году в Москве начался процесс постепенного изъятия из инвентаря вагонов типов Ем-508 и Ем-509; в ближайшем будущем начнется массовое списание вагонов типов Еж и Еж1. Они будут заменены новыми вагонами «Русич» на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях Московского метро.

В пассажирском парке Киевского метрополитена по состоянию на 2006 год числится 107 вагонов типов Еж и Еж1. Один вагон Еж (№5214) переоборудован в лабораторию службы СЦБ.

В Закавказских метрополитенах в 1990-х годах происходило массовое исключение вагонов Еж из инвентарного парка. По состоянию на 2006 год в Тбилисском метрополитене осталось 11 вагонов типа Еж из 20-ти поставленных производителем. На Бакинском метрополитене все 17 вагонов Еж были списаны к концу 1990-х годов.

Передачи вагонов между городами СССР

На сегодняшний день достоверной информации о передачах вагонов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР не найдено. Между тем известно, что такие передачи проходили. Вагоны передавались по крайней мере из Баку в Москву (вероятно, для проведения капитального ремонта на Мытищинском заводе и ЗРЭПСе) и обратно.

Не вполне ясно, почему из Баку в Москву приходили одни вагоны, а назад отправлялись другие. Возможно, одна партия вагонов серий Еж и Ем была направлена на ремонт в Москву, а взамен несколько вагонов, снятых с Московского метрополитена, отправили в Азербайджан, не дожидаясь окончания ремонта. Бывшие бакинские вагоны после проведения ремонта остались в Москве.

Установлено, что Бакинский метрополитен частично не смог отплатить ремонт своих вагонов, осуществлявшийся на московском ЗРЭПСе (площадка «Выхино»). По этой причине по крайней мере два бакинских вагона так и остались на заводе (№5460 и №3962). Кузова этих вагонов до сих пор находятся на территории ЗРЭПСа.

Не исключено, что помимо бакинских вагонов в Москву для ремонта передавались также вагоны Еж с Тбилисского метрополитена.

По-видимому, один вагон типа Еж или Еж1 был передан на Киевский метрополитен с другого советского метрополитена, поскольку с завода в Киев было отправлено 109 вагонов Еж и Еж1, а в настоящее время там находится 110 вагонов (включая 2 списанных вагона). Скорее всего, этим вагоном является №5391 (как предполагается, поступивший с завода на Бакинский метрополитен). Возможно также, что этот вагон был сначала отправлен из Баку в Москву, а затем передан в Киев.

Вагоны, судьба которых неизвестна

До настоящего времени не установлено, в какие города СССР поступили 34 вагона типов Еж и Еж1 (в Москву, Баку или Тбилиси).

Список вагонов Еж и Еж1, история поставок которых доподлинно не известна:

Номера вагонов Количество вагонов Город поставки Суть проблемы
5137, 5144, 5147-5149, 5263, 5273 7 Москва или Тбилиси Неизвестен город поставки: Москва или Тбилиси.
5222, 5234, 5364, 5391, 5503 5 неизвестен Неизвестен город поставки.
5376-5382, 5385-5386, 5392-5396, 5417-5422, 5459-5460 22 Москва или Баку Неизвестен город поставки: Москва или Баку.

Также практически отсутствуют сведения по номерам вагонов Еж и Еж1, которые передавались между городами Советского Союза, и по датам этих передач.

Список предполагаемых передач вагонов типов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР:

Передача Суть проблемы Гипотезы
Москва — Баку неизвестно количество вагонов и дата передачи Предположительно, переданы №№5376, 5379, 5385, 5386.
Баку — Москва неизвестно количество вагонов и дата передачи Предположительно, переданы №№5417, 5419-5422, 5459-5460.
Баку — Киев неизвестно количество вагонов и дата передачи Передано не более 1 вагона. Предположительно, передан №5391.
Тбилиси — Москва неизвестно количество вагонов и дата передачи Предположительно, передан №5148.

При подготовке страницы были использованы материалы из книги В.П. Калиничева «Метрополитены» и юбилейного издания ОАО «Метровагонмаш» «Ровесник века».

К оглавлению раздела