Электровагоны типа Еж6


Вагон типа Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.

Предпосылки к разработке вагонов Еж6

В начале 1970-х годов возникла необходимость разработки специализированного подвижного состава для работы в системе подземных линий стратегического назначения в Москве и пригородах. Официальное название этой транспортной системы — Д6, однако наибольшую известность она получила в 1990-х годах под именем «Метро-2». Более подробно о ней вы можете узнать на сайте Владимира Свириденкова «Московское метро».

Отсутствие в системе Д6 контактного рельса обуславливало необходимость разработки подвижного состава с возможностью работы как от аккумуляторных батарей, так и от контактного рельса. Автономное питание было необходимо во время нахождения спецвагонов в системе Д6. Возможность питания от контактного рельса требовалась для зарядки аккумуляторов и перемещения спецсоставов по линиям гражданского метро.

Выпуск вагонов типа Еж6

В соответствии с вышеприведенными требованиями Мытищинским машиностроительным заводом на базе стандартных вагонов метрополитена типа Еж3 был разработан проект специального подвижного состава двух модификаций: контактно-аккумуляторных электровозов типа Л и вагонов сопровождения, получивших наименование Еж6 (впоследствии модификации присвоен индекс 81-712).

В течение 1973 года Мытищинский завод собрал 6 вагонов типа Еж6 №№5580-5584, 5590. Эти вагоны были практически идентичны выпускавшимся в то время серийным вагонам Еж3, и имели с ними единую (сквозную) нумерацию и одинаковую окраску. В комплекте с вагонами Еж6 было выпущено три контактно-аккумуляторных электровоза типа Л.

В 1986 году в Москве и пригородах заканчивалось строительство новых тоннелей в системе Д6. Для обслуживания увеличившейся сети прежнего количества вагонов (трех контактно-аккумуляторных электровозов Л и шести вагонов Еж6) было недостаточно: требовался новый подвижной состав. Особые условия эксплуатации в системе Д6 требовали начилия двери в лобовой части кабины для возможности входа и выхода в тоннель. Поскольку выпускавшиеся в то время серийно вагоны 81-717/714 не удовлетворяли запросам, Мытищинскому заводу было поручено выпустить новую партию вагонов Еж6 и электровозов Л.

Партия спецвагонов 1986 года выпуска состояла из четырех вагонов Еж6 (№№0090-0093) и трех электровозов Л. Их нумерация была общей уже с вагонами типа 81-717.

В форме кузова у вагонов Еж6 второй партии было только несколько отличий по сравнению с вагонами первой партии. Во-первых, выше центральной декоративной полосы имелось три гофрированных полосы жёсткости, а не две, как у ранних вагонов Еж6. Во-вторых, сама декоративная полоса была выкрашена белый цвет, как у вагонов 81-717 (у вагонов Еж6 1973 года выпуска полоса была темной). В-третьих, изменилась окраска самих кузовов. На новых вагонах Еж6 цвет кузова стал светло-синим, отличным как от цвета вагонов Еж6 первой партии (зелёно-синий), так и от цвета более новых вагонов 81-717 (синий с изламывающимися белыми полосами). Освещение в салонах вагонов Еж6 1986 года выпуска осуществлялось лампами накаливания, как у Еж3, а сиденья были идентичны тем, что ставились на вагоны 81-717.

Между отправкой с завода и прибытием в Д6 новые вагоны пробыли некоторое время в депо «Сокол», где занимались их окончательной наладкой.

Выпуск вагонов типа Еж6 по годам:

Дата выпуска Количество собранных электровагонов типа Еж6 Номера вагонов
12.1973 6 5580-5584, 5590
1986 4 0090-0093
Итого 10  

Всего было выпущено 10 вагонов типа Еж6. Вместе с электровозами типа Л они могли быть сформированы в пять составов следующей конфигурации: Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6.

Ремонт и обслуживание спецвагонов

Периодически составы из вагонов Еж6 с Л по соединительной ветви, ведущей к третьему пути станции «Спортивная» (который официально считается оборотным тупиком), проходят в систему Московского метро для подзарядки аккумуляторов и прохождения текущего и капитального ремонта. Часто спецсоставы, заряжая аккумуляторы, стоят на той части соединительной ветви за «Спортивной», где есть контактный рельс (до гермоворот). Основная ремонтная база подвижного состава, приписанного к Д6, находится в депо «Планерное», капитальный ремонт вагоны проходят на московском ЗРЭПСе (заводе по ремонту электроподвижного состава) или на ЗАО «Метровагонмаш» в Мытищах.

Судьба вагонов Еж6

В конце 1980-х годов 4 вагона типа Еж6 №№5581-5584 были переданы из Д6 на Московский метрополитен для работы на Ждановско-Краснопресненской (ныне — Таганско-Краснопресненской) линии. Из вагонов Еж6 1973 года выпуска в системе Д6 остались работать вагоны №5580 и №5590.

В 2003-2004 годах вагоны Еж6 №№5581, 5583-5584 стояли в закрытом нефе депо «Новогиреево», ожидая модернизации и перевода в пассажирский парк. По состоянию на 2006 год в депо «Новогиреево» находятся по крайней мере два вагона Еж6 1986 года выпуска, один из которых — №0093.

Номер вагона Дата выпуска Приписка Статус Капитальный ремонт
Дата проведения Место проведения Модернизация при КР
5580 12.1973 Д6 неизвестен не было
5581 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный с удалением кабины
5582 12.1973 депо «Выхино» списан, ранее числился в парке хозяйственного движения 1997 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный по варианту ЕжТК с удалением кабины
5583 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный с удалением кабины
5584 12.1973 депо «Планерное» резерв в пассажирском парке 2004 ЗРЭПС (площадка «Выхино») Модернизирован в промежуточный с удалением кабины
5590 12.1973 Д6 неизвестен не было
0090 1986 Д6 неизвестен лето 1999 Мытищи не было
0091 1986 Д6 неизвестен лето 1999 Мытищи не было
0092 1986 Д6 предположительно, простаивает в депо «Новогиреево» не было
0093 1986 Д6 простаивает в депо «Новогиреево» не было


Табличка внутри вагона Еж6 №0090 в салоне над дверью в кабину. Надпись:«Модель 81-712. 1986 г.». Фото из архива Юрия Зайцева.


Состав из вагонов Еж6 1986 года выпуска. Фото из архива Юрия Зайцева.


Табличка в противоположном кабине торце вагона Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.


Состав из вагонов Еж6 1986 года выпуска. Фото из архива Юрия Зайцева.


Вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева


Вагон Еж6 №0091. Фото из архива Юрия Зайцева.


Вагон Еж6 №0091. Фото из архива Юрия Зайцева.

Большое спасибо Юрию Зайцеву за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела